logotype
Министерство
культуры
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ТЫВА РЕСПУБЛИКАНЫҢ
культура яамызы

Конгар Хургулек Байыскылановна

Конгар Хургулек Байыскылановна – Заслуженная артистка РСФ (15 марта 1961), Народная артистка Тувинской АССР (1966), Народная артистка РСФСР (1984), кавалер Ордена Трудового Красного Знамени.

Родилась 15 марта 1924 года в с.Бай-Тал Бай-Тайгинского кожууна (Тувинская Народная Республика, ныне Республика Тыва). Училась в Кызыл-Мажалыкской школе, жила в интернате. В школе участвовала в художественной самодеятельности, хорошо пела, играла на балалайке.

В 1941 году переехала в Кызыл, начала учиться в театрально-музыкальном училище (ТМУ). Юную Хургулек взяли на музыкальное отделение, где она вместе с другими студийцами училась читать ноты, играть на инструментах и петь. Хургулек сначала была в оркестре, затем с нею, как и с Екатериной Седип-ооловной Кенденбиль, стал заниматься вокалом хормейстер Сергей Булатов. На неё обратил внимание режиссер Иван Яковлевич Исполнев, который выпускал уже второй учебный спектакль театра-училища «Тонгур-оол» С.Тока. Роль пионерки в этом спектакле была поручена Хургулек. Актерская одаренность девушки, собственно, и определила ее дальнейшую судьбу. В 1944 г. в спектакле «Хайыраан бот» она сыграла роль Уран — младшую сестренку Кара.

Регулярно выступая в концертах репертуар юной Хургулек постепенно расширялся и уже входили отдельные арии из оперетт, музыкальных комедий. Нежное звучание ее красивого чистого сопрано очаровывало всех. Затем она стала исполнять ведущие партии в музыкальных спектаклях: «Яринка в «Свадьбе в Малиновке», Оксана — «Запорожец за Дунаем», Дангына в музыкальной сказке «Чечен и Белекма», сваха Джихан в «Башмачках», тетушка в «Аршин мал Алане». И можно сказать, что музыкальными становились и драматические спектакли, если было место для пения героиням Хургулек Байыскылановны Конгар. Это «Весна в Москве», где актриса исполняла роль молодого ученого Ковровой, «Песня Софии» — София, Людмила Карцева в «Курортном знакомстве».

Рядом с крепнувшим вокальным исполнительством в музыкальных постановках, с годами набирало силу, углублялось и утончалось ее актерское мастерство в драматических спектаклях. И здесь диапазон ее возможностей был весьма широк: «Тоска» Дж. Пуччини — Тоска; «Свадьба в Малиновке» — Яринка; «Запорожец за Дунаем» — Оксана; «Чечен и Белекмаа» — Дангына; «Башмачки» — сваха Джихан; «Аршин мал Алан» — тётушка; «Козы Карпеш и Баян-Слу» — девушка Баян-Слу; «Платон Кречет» — Надя; «Хайыраан-бот» — Уран, Салбакай; «Именем революции» Шатрова — жена командира; «Коварство и любовь» Шиллера — леди Мильфорд; «Ночь лунного затмения» Мустая Карима — Танкебике; «Самбажык» — Таданай; «Гроза» Островского — Катерина; «Нэркэс» — Зумрад.

Семья: муж — Николай Монзуёлович Конгар (партработник); дочь — Роланда Николаевна Конгар (педагог-переводчик), сыновья — Мерген Николаевич Конгар (артист), Валерий Николаевич Конгар (юрист-силовые структуры).

Умерла 6 января 1996 года в Кызыле, похоронена на городском кладбище.

Публикации:

  • https://ru.wikipedia.org/wiki
  • Конгар Хургулек Байыскылановна. Новые исследования Тувы. 2015, № 3.
  • Голос, которому нет аналогов. (к 90-летию народной артистки России и Тувы Хургулек Конгар). Тувинская правда. 16.10.2014, № 116.
  • Сагды К. «Тувинский соловей» (Об артистке X. Конгар), Тувинская правда, 1961, 26 марта.
  • Межова В. «Золотое имя Xургулек» (О заслуженной артистке РСФСР X. Б. Конгар), Тувинская правда, 1969, 19 апреля.
  • К.Сагды «История возникновения тувинского театра», Кызыл, 1973

Источник: https://kntuva.ru/peoples/415

наверх