logotype
Министерство
культуры
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ТЫВА РЕСПУБЛИКАНЫҢ
культура яамызы

Минфин Тувы: надо переходить от безвозвратного потребления в эффективное использование бюджета

Республика ежегодно обеспечивает средний прирост собственных доходов на 8% или 455 млн рублей, но это не позволяет обеспечить потребности региона в полной мере, так как ежегодный прирост расходов бюджета в среднем составляет 10% или 2,5 млрд рублей. Поэтому республика нуждается в значительном повышении доходов бюджета. По мнению министра финансов Тувы Орлана Достая, без развития экономики региона, повышения доходов населения и улучшения финансовой дисциплины этого достичь невозможно.

Темой аппаратного совещания стало выполнение плана налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета за I полугодие 2021 года.

Как доложил главный финансист региона, с января по июнь в бюджет республики поступили налоговые и неналоговые доходы на общую сумму в 4 378 млн рублей, что на 21% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом основную долю в собственных доходах занимают шесть налогов: налог на прибыль, НДФЛ, акцизы на нефтепродукты, налог на совокупный доход (спецрежимы), налог на имущество и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Тем не менее, по динамике роста собственных доходов среди субъектов Сибирского федерального округа (СФО) республика с показателем 121% занимает лишь 7 позицию, среди субъектов РФ – 55 место. В СФО этот показатель равняется 129%.

Если сравнивать доходы бюджета на душу населения, то в республике за 1 полугодие на одного жителя приходилось лишь 13 тыс. рублей, что является самым низким показателем среди субъектов СФО. Средний показатель по Сибири – 34,5 тыс. рублей, по РФ – 41,2 тыс. рублей. Если сравнивать показатели по средней налоговой нагрузке на предпринимателей на душу населения, наш регион опять же занимает последнее место.

Причин формирования таких неутешительных данных несколько. Это и низкая собираемость налогов, которые составляют доходную часть бюджета. Для увеличения налоговых сборов уже в сентябре начнется работа по рассылке налоговых уведомлений с начислениями имущественных налогов за 2020 год. Другая причина – низкая финансовая дисциплина бюджетных учреждений, которые вовремя не оплачивают сборы. На начало августа за бюджетной сферой республики уже имеется задолженность по налогам и страховым взносам в сумме 417 млн рублей. У учреждений, которые финансируются напрямую из республиканского бюджета, задолженность практически отсутствует, при этом имеется значительная недоимка по системе здравоохранения в сумме 162,1 млн рублей. Также задолженность имеется у муниципальных учреждений г. Кызыла в сумме 125 млн рублей.

Орлан Достай подчеркнул, что нужно проводить работу по повышению финансовой дисциплины бюджетных учреждений и применять меры дисциплинарного взыскания в отношении руководителей, допустивших возникновение задолженности по налогам и сборам, так как данные нарушения ежегодно приводят к пеням и штрафам, что ложится дополнительным бременем на бюджет республики. По данным налоговой инспекции, пени республиканских ведомств на сегодня составляют 33 млн рублей.

Если рассматривать доходный потенциал республики в целом, то зависимость нашего бюджета от бюджетной сферы в разы превышает уровень регионов-соседей, если у нас 54%, то, к примеру, в Красноярском крае – 7%, Иркутской области – 11%, Новосибирской области – 14%, Омской области – 17%, Алтайском крае – 19%.

Для повышения доходного потенциала региону нужно создавать больше обрабатывающих производств и развивать оптово-розничную торговлю для предотвращения оттока денежных средств в другие регионы и развитие внутреннего рынка.

По данным статистики за 2020 год, объём оттока денежных средств из нашей республики составил около 16 млрд рублей. Иными словами, формально жители Тувы закупают товары и услуги в других регионах на эту сумму, что составляет 23% от всех доходов, полученных на территории нашего региона, в денежном эквиваленте это 70 млрд рублей.

По мнению Минфина, для развития доходного потенциала региона Министерству экономики совместно с другими отраслевыми министерствами необходимо оценивать все проекты на эффективность и доходность, и при не достижении показателей перенаправлять денежные средства на более выгодные проекты.

Параллельно нужно вести работу по следующим направлениям:
1. Следить за уплатой налогов исполнителями госконтрактов по строительству и дорожным работам. Министерству строительства и Министерству дорожно-транспортного хозяйства нужно вести постоянный контроль над официальным трудоустройством работников в этих сферах и полноте уплаты налогов от их занятости.
2. Вести инвентаризацию объектов торговли на предмет их регистрации. Согласно данным налогового органа и Минэкономики РТ, на территории республики в отрасли торговли работают семь иногородних организаций с официальной регистрацией: «Светофор», «Хороший», «Фикс прайс», «ДНС», «Спортмастер», «Кари», «Глория Джинс». Из чего вытекает вывод, что налоги не зарегистрированных предприятий уходят в другие регионы. Министерству экономики и мэрии г. Кызыла нужно вплотную заняться этим вопросом.
3. Оформление незарегистрированных земельных участков и объектов капитального строительства. По данным налогового органа, по состоянию на 1 августа 2021 года по республике выявлено 9 939 неоформленных объектов недвижимости (5400 земельных участков, 4539 капитального строительства).
Нужно проводить постоянную работу с населением по оформлению недвижимости с учетом гаражной и дачной амнистии, так как налоги этих объектов есть потенциальный доход местных бюджетов.
4. Органам исполнительной власти нужно объективно оценить поступление собираемых ими доходов до конца 2021 года и внести предложения об уточнении плановых показателей.

Урегулировать лояльную ценовую политику внутри региона и увеличить объемы выручки местных организаций поможет развитие пищевой, строительной и текстильной промышленностей, тем более что республика обладает для этого богатой сырьевой базой. Конечно, запустить данные производства одномоментно не получится, но нужно держать курс в данном направлении – финансировать более выгодные проекты и минимизировать господдержку тем, которые не дают должного толчка в развитии экономики.

В конце своего доклада министр резюмировал, что повысить показатели доходности можно только совместной работой всех органов власти, при этом в корне нужно менять подход к использованию бюджетных средств – с безвозвратного потребления в эффективное использование, приносящее доход.

И.о. первого заместителя Председателя Правительства Республики Тыва Александр Брокерт призвал республиканские и муниципальные власти взять рекомендации Минфина на вооружение и за оставшееся до конца года время обеспечить поступление налоговых доходов в полном объеме.

наверх