logotype
Министерство
культуры
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ТЫВА РЕСПУБЛИКАНЫҢ
культура яамызы

МОНОГРАФИЯ Т.ЛЕВИНА О ТУВИНСКОЙ МУЗЫКЕ ПЕРЕВЕДЕНА НА КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК

Книга Теодора Левина о тувинской музыке «Where Rivers and Mountains Sing» (2006) написана при участии научного сотрудника ТИГПИ, тувинского этномузыковеда, доктора культурологии, исследующей традиционную народную музыку и музыкальные инструменты тувинцев, Валентины Сузукей.

На русский язык она была переведена Ильей Куном в 2012 году под названием «Музыка новых номадов. Горловое пение в Туве и за ее пределами». Главным инициатором и переводчиком на китайский язык выступил этнический тувинец КНР Баточур Олзей, патриот тувинской культуры, филолог, преподаватель в Северо-Западном университете Национальностей в городе Ланьчжоу. Вместе с друзьями, в марте 2019 года, он начал работу по переводу книги на китайский язык на безвозмездной основе.

Баточур объясняет выбор книги следующим образом: «Левин показал всю чистоту и глубину нашей кочевой культуры. Читая книгу, можно понять, что кочевая цивилизация – это не пережиток прошлого, это красивый, чистый, гармоничный с природой мир. Я надеюсь, что книга откроет Китаю широкое «окно» в мир кочевой цивилизации тувинцев, познакомит с тувинским народом, его бесценной драгоценностью – хоомеем, а этническим тувинцам КНР книга поможет усилить идентичность. На китайском языке хорошей литературы о тувинской культуре практически нет. В перспективе планируем продолжить знакомить Китай с аутентичной тувинской культурой».

Напомним, что в данной книге Левин ставил задачей преодолеть границы и попытаться взглянуть на Центральную Азию в более широкой перспективе, понять связь между историей разных народов этого региона, природной средой, в которой эти народы формировались, и их музыкальной культурой. Получив образование по классу фортепиано и диплом специалиста по истории европейской музыки, он отправился на Восток исследовать музыкальную историю мусульманского и кочевого миров. В книге автор признается, что его коллеги, специалисты по истории Средней Азии, в кочевниках продолжали видеть прежде всего просто варваров. Соответствующим было и их отношение к музыкальному наследию номадов. А он был рад, что ему довелось своими глазами увидеть этот удивительный мир кочевников и удивительную вокальную технику хоомей, пока еще мало знакомую на Западе. В последующем для Левина горловое пение становится воротами в мир, где музыка – только часть единого гармоничного восприятия этого мира.

#культуратувы #хоомей #горловоепение #валентинасузукей #тигпи

наверх